Уважаемые педагоги и родители (законные представители)!
Вашему вниманию предлагаются памятки по различным видам девиантного (отклоняющегося) поведения.
Девиантное поведение - что это? (МГППУ, 2018)
Навигатор профилактики девиантного поведения
Раннее проблемное поведение.
Взаимодействие с ребенком в ситуации проблемного поведения.
Раннее проблемное поведение – это постоянно, стойко повторяющееся поведение, не соответствующее общепринятым социальным нормам. Любое отклоняющееся поведение в возрасте 5-9 лет, является проблемным.
Такое поведение наносит вред не только окружающим ребенка людям, но и самому ребенку.
Проявление проблемного поведения:
- упрямство,
- негативизм,
- постоянные истерики,
- уклонение от выполнения правил и социальных норм,
- чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотрами видеороликов в интернете,
- мелкое хулиганство,
- воровство,
- разрушение имущества,
- ложь,
- агрессивные формы поведения: драчливость, сквернословие, аутоагрессивное поведение, жестокое обращение с животными.
Признаки свидетельствующие о проблемах в поведении.
- Ребенку трудно справляться со своими эмоциями. У него случаются эмоциональные вспышки по мельчайшему поводу.
- Ребенок становится импульсивным. Он может ломать или разбрасывать вещи, кричать или проявлять деструктивное поведение другими способами.
- Общительный ребенок вдруг замыкается в себе, пререкается и становится грубым без явной на то причины.
- Ребенок часто лжет, ворует или забирает вещи, которые ему не принадлежат.
- Плохое поведение: драки, опоздания и прогулы.
- Учащаются ссоры и конфликты со сверстниками, что влияет на его социальную жизнь.
- Он не может сконцентрироваться на чем-либо, становится беспокойным, ленивым или рассеянным.
- Сексуальное поведение ребенка не соответствует его возрасту.
- Он оспаривает все ваши указания, нарушает установленные правила просто для того, чтобы позлить вас.
- Ребенок наносит себе увечья или задумывается об этом. Высказывает мысли о самоубийстве.
Возможные причины нежелательного поведения.
- Непринятие в семье, группе, классе.
- Нарушение протекания возрастных кризисов.
- Нарушение семейных отношений в системе родитель-ребенок.
- Протестное поведение.
- Нарушение процесса адаптации в детском коллективе.
- Нарушение психических процессов (произвольности, саморегуляции).
- Нарушение когнитивных функций.
- Низкая самооценка.
- Самоутверждение.
- Соперничество.
- Неполная семья.
- Асоциальная семья.
- Гиперопека.
- Жестокое обращение в семье.
- Слишком строгие правила в семье, чрезмерная требовательность взрослых.
- Попустительство родителей.
- Медицинские факторы.
Очень часто дети испытывающие стресс или находящиеся в кризисной ситуации (развод родителей, смерть родственника, переход из одного детского коллектива в другой и т.д.) могут проявлять признаки проблемного поведения. Но это не означает, что это поведение станет устойчивым. При внимании, заботе и поддержке взрослого, который находится рядом с ребенком, эти проявления сглаживаются.
Поэтому очень важно выбрать правильную позицию общения с ребенком, так например запреты, наказания, обвинение могут способствовать проявлению агрессии, зависимости, непослушанию и негативизму.
Первое, что должны понять взрослые, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем.
Стратегии взаимодействия с ребенком при проблемном поведении.
- Поощрение ребенка после социально приемлемого поведения.
- Собственный пример социально-желательного поведения.
- Создание ситуации успеха.
- Вовлечение в социально-значимую деятельность.
- Занятость ребенка (занятие спортом, посещение различных кружков, студий).
- Поддержка, забота и внимание родителей.
- Проявление интереса к увлечениям ребенка, помощь в самоопределении.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Повышение значимости ребенка в семье, детском коллективе.
- ·Совместное времяпровождение «родитель-ребенок».
- Альтернативные способы социально-приемлемого поведения.
Самое верное решение данной проблемы — профилактика наряду с поддержанием благоприятной атмосферы и доверительных отношений в семье. Безусловно, каких-то жизненных трудностей при взаимодействии с ребёнком избежать не получится, но именно от поддержки близких будет зависеть, сможет ли ребенок успешно пройти сложный возрастные периоды и справиться с проблемным поведением. |